Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
- Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
- Указ Президента РФ от 28.08.2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО»
- Приказ МЧС России от 21.07.2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»
История развития гражданской обороны Свердловской области
Свердловская область в силу своих географических особенностей, наличия природных ресурсов, высокого уровня развития научно-производственной структуры относится к 1-ой группе по гражданской обороне, имеет стратегическое значение в решении проблем укрепления обороны и наращивания экономической мощи.
В настоящее время на территории области расположены 17 категорированных городов, 3 закрытых административных территории, около
В начальный период (1934-1941) на территории области на основании директивных установок Правительства СССР практически во всех городах и крупных районных центрах были созданы ячейки Осоавиахима и кружки Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
В 1949-1951 гг. во исполнение распоряжения Главного управления МПВО НКВД СССР практически во всех городах, райцентрах, на крупных предприятиях были созданы штабы МПВО, возглавляемые штатными работниками, 87% из них – фронтовики, боевой опыт которых сыграл положительную роль в повышении эффективности системы защиты населения, объектов и территорий области. В систему вошло проведение поэтапных и комплексных тренировок, специальных учений, сборов личного состава невоенизированных формирований по основам боевой и специальной подготовки, соревнований расчетов и команд по нормативам МПВО. На этапе функционирования МПВО проблема защиты населения и территорий от воздушных ударов противника превратилась из локальной задачи в общегосударственное, общенародное дело. 28 февраля 1962 года Областной штаб МПВО преобразовывается в Штаб гражданской обороны Свердловской области. Первым начальником Штаба гражданской обороны области был назначен полковник Манько Михаил Петрович. В последующем, штабом руководили: Трифонов Михаил Степанович, Крылов Виктор Алексеевич, Баженов Эдуард Александрович, Захаров Анатолий Петрович.
За 45 лет Штаб гражданской обороны претерпел многие организационные перемены. С 1973 по 1977 год орган гражданской обороны состоял из Штаба гражданской обороны Свердловской области и Штаба гражданской обороны города Свердловска. С 1978 по 1983 год Штаб гражданской обороны организационно входил в состав Областного военного комиссариата на правах Управления. С 1983 года Штаб гражданской обороны Свердловской области выводится из состава Областного военного комиссариата и становится самостоятельным органом управления. Создание в 1991 году Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации обусловило реорганизацию Штаба гражданской обороны Свердловской области в Штаб по делам ГО и ЧС Свердловской области. С 24 декабря 1996 года Штаб по делам ГО и ЧС Свердловской области преобразован в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области, а в последующем в Главное управление МЧС России по Свердловской области.