Нормативно-правовая база

 

Права и обязанности граждан

 

История развития гражданской обороны Свердловской области

     Свердловская область в силу своих географических особенностей, наличия природных ресурсов, высокого уровня развития научно-производственной структуры относится к 1-ой группе по гражданской обороне, имеет стратегическое значение в решении проблем укрепления обороны и наращивания экономической мощи.

     В настоящее время на территории области расположены 17 категорированных городов, 3 закрытых административных территории, около 6000 км. газопроводов, свыше 500 км. нефтепроводов, 3,3 тысячи км. железнодорожных путей. В черте густонаселенных зон функционируют Белоярская АЭС, 21 предприятие с большим, запасом сильнодействующих ядовитых веществ, свыше 500 потенциально опасных объектов. 75 населенных пунктов (в т.ч. - 17 городов) области с населением 187 тыс. человек находятся в зоне возможного затопления в случаях разлива рек, подъема паводковых вод и аварий на гидросооружениях. Все это обуславливает необходимость и особую значимость осуществления комплекса мероприятий по подготовке населения, территорий и объектов, как в условиях военного времени, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

     В начальный период (1934-1941) на территории области на основании директивных установок Правительства СССР практически во всех городах и крупных районных центрах были созданы ячейки Осоавиахима и кружки Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

     В 1949-1951 гг. во исполнение распоряжения Главного управления МПВО НКВД СССР практически во всех городах, райцентрах, на крупных предприятиях были созданы штабы МПВО, возглавляемые штатными работниками, 87% из них – фронтовики, боевой опыт которых сыграл положительную роль в повышении эффективности системы защиты населения, объектов и территорий области. В систему вошло проведение поэтапных и комплексных тренировок, специальных учений, сборов личного состава невоенизированных формирований по основам боевой и специальной подготовки, соревнований расчетов и команд по нормативам МПВО. На этапе функционирования МПВО проблема защиты населения и территорий от воздушных ударов противника превратилась из локальной задачи в общегосударственное, общенародное дело. 28 февраля 1962 года Областной штаб МПВО преобразовывается в Штаб гражданской обороны Свердловской области. Первым начальником Штаба гражданской обороны области был назначен полковник Манько Михаил Петрович. В последующем, штабом руководили: Трифонов Михаил Степанович, Крылов Виктор Алексеевич, Баженов Эдуард Александрович, Захаров Анатолий Петрович.

     За 45 лет Штаб гражданской обороны претерпел многие организационные перемены. С 1973 по 1977 год орган гражданской обороны состоял из Штаба гражданской обороны Свердловской области и Штаба гражданской обороны города Свердловска. С 1978 по 1983 год Штаб гражданской обороны организационно входил в состав Областного военного комиссариата на правах Управления. С 1983 года Штаб гражданской обороны Свердловской области выводится из состава Областного военного комиссариата и становится самостоятельным органом управления. Создание в 1991 году Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации обусловило реорганизацию Штаба гражданской обороны Свердловской области в Штаб по делам ГО и ЧС Свердловской области. С 24 декабря 1996 года Штаб по делам ГО и ЧС Свердловской области преобразован в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области, а в последующем в Главное управление МЧС России по Свердловской области.